В последнее время усиливается дискуссии на тему: победят ли возобновляемые источники энергии традиционный в Украине уголь? Причин тому несколько. Государство, обладающее мощными запасами твердого топлива, переживает кризис востребованности продукции угольной отрасли в отечественной теплоэнергетике. Большинство аналитиков убеждены, однако, что в соответствии с Энергетической стратегией Украины до 2030 года угледобыча продолжит развитие, даже если оно будет инерционным, и ТЭС по-прежнему будут использовать твердое топливо в приоритетном порядке.
Тревожить угольщиков может тот факт, что Украина обязалась перед Энергетическим сообществом к 2020 году увеличить объемы получаемой за счет возобновляемых источников энергии до одиннадцати процентов. Хотя государственная энергостратегия, где можно проследить тенденции перехода на «зеленую энергетику», предусматривает достижение доли в десять процентов через двадцать лет.
И все же массово закрывать шахты не придется, главным образом, потому что государство планирует существенно увеличить объемы производства электроэнергии – до 280 миллиардов кВт час в год к моменту реализации энергостратегии в 2030 г. «Угольная составляющая» в этом объеме – значительная.
Закрытие некоторых украинских шахт, несмотря на востребованность угля, может вызвать его высокая себестоимость. Существование кризисных предприятий не спасут и государственные дотации. За последние два года из казны было выделено на эти цели около 30 миллиардов гривен. Если бы дотаций не было, то рыночные цены на электроэнергию оказались бы почти на тридцать процентов выше имеющихся. И тут уголь проигрывает конкуренцию возобновляемым источникам энергии (биогаз, биомасса, ветер, солнце).