Выражая заботу о бесперебойной отгрузке экспортного угля портами Дальнего Востока, в прошлом году на совещании в Кемерово Владимир Путин распорядился построить морской угольный терминал, которым могли бы пользоваться средние и малые добытчики угля.
В рамках этого поручения «Сибирский деловой союз» выступил инвестором строительства «публичного терминала» в бухте Суходол. Ежегодный грузооборот порта в соответствии с проектом будет равен 20 миллионам тонн угля, при этом терминал сможет обслуживать суда различной вместимости в течение всего года.
Между тем, как сообщает независимое российское информационно-аналитическое агентство PortNews, освещающее вопросы морской транспортной логистики и анализирующее портовую деятельность в России, фактически на дальневосточном побережье уже существует и вполне успешно работает в роли «публичного терминала» ОАО «Восточный порт» с годовым грузооборотом в 17 миллионов тонн угля.
Анализируя отгрузки угля в адрес дальневосточных портов за январь-июнь текущего года, агентство PortNews установило, что в этот период «Восточный порт» вел диверсифицированную отгрузку угля – почти 40 процентов составила продукция «Кузбассразрезугля», около 20 процентов – компании СУЭК, 15 – «Сибуглемет» и 2 – «Стройсервис». Кроме того, вывезено до 30 процентов угля других предприятий («Сибантрацит», «Кузбасская топливная компания», «УК «Заречная», «Русский уголь».).
Руководство компании сообщает, что через три года будет пущена в эксплуатацию третья очередь угольного терминала, которая позволит увеличить пропускную способность предприятия почти до 25 миллионов тонн.
В регионе существует целый ряд более мелких терминалов, которые также предоставляют свои услуги широкому спектру экспортеров отечественного угля и фактически являются «публичными». К примеру, терминал «Евраз-НМТП», расположенный в порту Находка, ежегодно способен отгрузить порядка трех миллионов тонн. Помимо «Евраза», который грузит здесь на суда почти половину всего угля, услугами терминала пользуются практически поровну «Сибуглемет» и «Сибантрацит».
До недавнего времени на роль «публичного» претендовал «Ванинский морской торговый порт» с объемами отгрузки в 5 миллионов тонн, однако после приобретения терминала «Мечелом», предприятие работает только с его продукцией.
Рост спроса на российский уголь, который наметился со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона, обострил ситуацию на рынке перевозчиков угля и вызвал соответствующую реакцию руководства государства, которое потребовало обеспечить всем российским грузоотправителям угля беспрепятственный доступ к экспортным морским терминалам.
Эксперты утверждают, что реализуемый проект терминала в бухте Суходол и расширяемый «Восточный порт» удовлетворят потребности экспортеров твердого топлива и будут только дополнять друг друга.